Что представляют собой трансфертные платежи государства?

Что такое трансфертные платежи и где их используют?

Трансфертные платежи – это общественные формы потребления, форма одностороннего перераспределения покупательной способности, доходов в обществе в виде субсидии в пользу нуждающихся граждан, частных предпринимателей с целью поддержки определённых категорий юридических лиц и населения.

Трансфертные платежи

Это единовременные пособия либо ежемесячная передача финансовых средств из бюджета, которые производит государство в пользу нуждающихся указанных членов общества.

Выполняется также финансирование за счет части национального дохода, налоговых поступлений в адрес нуждающихся социальных групп в обществе в форме компенсации, бесплатной передачи услуг и товаров.

Такие трансфертные платежи (безвозмездные выплаты) осуществляются правительством при неблагоприятных экономических факторах. Они частично либо полностью обеспечивают потребности крайне нуждающихся слоев общества в содержании нетрудоспособных членов семьи, жилье, охране здоровья, культуре, образовании. На развитие производства передаточные платежи не направляются.

Виды передаточных платежей

Государственные трансферные платежи: дотации на социальные нужды представляются малообеспеченным категориям граждан, имеющим серьезные финансовые проблемы.

Пособия по социальному страхованию

Органы исполнительной власти оказывают необходимую помощь нетрудоспособным гражданам.

Такие трансфертные платежи – это всесторонняя поддержка всех категорий людей, которые утратили способность трудиться. Они получают регулярное спонсирование: подарки, пособия по безработице, пенсии.

Что включают государственные трансфертные платежи? Молодые граждане, получающие профессиональное образование, имеют существенную поддержку со стороны государства: им платят стипендии. Граждане пенсионного возраста живут за счет обязательного социального страхования, получая различные виды пенсии по старости.

Социальную пенсию по инвалидности назначают различным категориям людей с ограниченными возможностями с целью их поддержки. Эти лица имеют возможность достойно жить благодаря трансферным платежам, государственному пенсионному обеспечению.

Забота о нетрудоспособных гражданах – важная функция государства

Для многодетных семей предусмотрено множество льгот:

  1. Региональными и федеральным законодательствами предусмотрены компенсационные выплаты этому малообеспеченному слою общества. Это реальное подспорье для мини-социума с тремя и более детьми моложе 18 лет.
  2. Бесплатное питание в образовательных учреждениях, посещение объектов культуры и выдача лекарств по рецептам, льготный прием в дошкольные учреждения, компенсация стоимости проезда на транспорте, безвозмездное обеспечение школьной формой – все это производится за счет государственного бюджета.

Ветераны получают разнообразные выплаты:

  1. На федеральном уровне устанавливаются льготы ветеранам труда. В набор социальных услуг входят разовые и ежемесячные денежные пособия, льготы и компенсации на оплату телефонной связи, городских социальных услуг, жилья, проезда к месту лечения.
  2. Объем социальных услуг различается у каждой категории ветеранов войны. Наибольшие привилегии, ежемесячные денежные доплаты, расширенные пенсионные права, льготы и компенсации имеют участники ВОВ.
  3. Получение бесплатного жилья, внеочередная медицинская помощь за счет государства, компенсация оплаты ритуальных услуг – это забота государства, трансфертные платежи. Безвозмездные выплаты населению – приоритетная статья государственной политики.
  4. Ветеранские выплаты, льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством – такие трансфертные платежи предусмотрены для других категорий ветеранов войны, труда и работников тыла. Забота об участниках боевых действий – приоритет для органов исполнительной и законодательной власти.

Финансирование начинающих предпринимателей

В развитии малого бизнеса серьезно заинтересовано руководство страны.

По программе поддержки бизнеса из средств федерального бюджета оказывается спонсирование предпринимательской деятельности. Все регионы страны на законодательном уровне задействованы в реализации государственной программы.

В рамках этой политики:

  1. Для поддержки социального предпринимательства за счет государственного финансирования используются трансфертные платежи. Виды их различны. В зависимости от региона отличается размер субсидии.
  2. Любой безработный гражданин страны имеет законное право на поддержку государства. Бизнесменам, которые открывают свое дело, оказывается информационно-консультационная поддержка.
  3. Начинающим предпринимателям, которые открывают собственное дело, на безвозвратной основе предоставляются субсидии. С грамотным бизнес-планом, в котором изложена информация о планируемой деятельности, нужно обратиться в государственные органы.
  1. Приобретение инновационной конкурентоспособной технологии.
  2. Внедрение перспективных систем управления, часть арендных платежей, плату на получение лицензии.
  3. Стоимость приобретения программного обеспечения, обучения сотрудников, покупки сырья и необходимых материалов.

Обслуживание государственного долга

По государственному долгу начисляются проценты.

Выплачиваются трансфертные платежи. Безвозмездные выплаты идут банкам и гражданам, которые приобрели государственные ценные бумаги, в пенсионные фонды.

Частные трансфертные платежи

Многие состоятельные люди из благородных побуждений спонсируют школы, детские дома, родственников. Они делают частные пожертвования на лечение обездоленных и неимущих сограждан.

На развитие искусства и науки материальная помощь нередко оказывается на безвозмездной основе из личных средств.

Почти 80% студентов не могут обойтись без поддержки близких людей. Родители и другие родственники нередко оказывают материальную помощь нуждающимся молодым людям, которые получают профессиональное образование в учебном заведении.

Чтобы избежать обнищания отдельных слоев населения, государство проводит разумную макроэкономическую политику. Неравенство доходов в обществе уменьшается за счет передаточных платежей. Налоговые доходы, полученные государством, перераспределяются в качестве трансфертных платежей в натуральной либо денежной форме. Социально-экономические противоречия за счет таких платежей значительно сглаживаются.

Что такое трансфертные платежи, их назначение и применительная практика

Под трансфертными платежами следует понимать одну из схем перераспределения госбюджетных средств, согласно которой из государственного бюджета осуществляются выплаты населению и частным предпринимателям как наиболее нуждающимся в них, т. е. в социальных целях.

Такие выплаты не имеют ничего общего с прохождением государственной службы. Речь идет о различных субсидиях и дотациях от государства, направленных на поддержку малого бизнеса и его перспективных направлений, развитие инновационных технологий, частичное финансирование сельхозпредприятий. Сюда же можно отнести и социальные выплаты населению: пенсионные пособия, стипендии, пособия по безработице, пособия инвалидам, финподдержку малочисленных народов, прочее.

Сущность и история появления платежей

Использование трансфертных платежей говорит о социальной направленности политики государства.

В 1944 году в состав трансфертных платежей были включены проценты, направленные на покрытие государственного долга и расходов, связанных с социальным страхованием населения. Этот вид выплат не относился к оплате услуг и работ, выполненных в целях достижения прибыли, поэтому при расчете уровня ВВП он не учитывался.

В послевоенные годы ввиду возникновения потребности в безвозмездных государственных выплатах применение трансфертных платежей стало распространяться на незащищенные слои населения, что проявлялось в качестве выплаты им доходов из казны. Перечень пополнился выплатами, направленные на поддержку значимых объектов промышленности.

Пик соцнаправленности внутренней политики страны пришелся на 50-е годы. В то время трансфертные платежи составили более 30%. К резкому сокращению трансфертов привело тяжелое положение страны, наблюдаемое в 80-е годы. На сегодняшний день их средняя доля составляет 15%. В США этот показатель равен 12%, в Швеции – порядка 32%. Из приведенных в примере сведений становится ясным, правительство какого государства больше всего поддерживает население. Связано это в большей степени с неэффективностью американской системы поддержки нуждающихся слоев населения.

Поскольку рассматриваемый вид выплат является противоположным налогу, в современной истории он получил название «отрицательного налога».

Это можно наблюдать по росту налогов прямо пропорционально доходам, полученным от высокой производительности труда, и росту (упадку) перечислений населению с упадком его производительности (уменьшением его роста).

Основные виды трансфертных платежей

Все трансфертные платежи делятся на два основных вида.

  • государственные – т. е. те, что задействуются при выплатах пособий по безработице, пенсий, поддержке бизнеса, прочее;
  • частные – возникновение которых связано с передачей денежных средств от физлица другому физлицу либо организации.

Рассматриваемые виды платежей не могут ограничиваться страной реализации. Часто к ним также относят гуманитарную и медицинскую помощь, поддержку значимых секторов экономики.

В последние годы в России они применяются в малом бизнесе, медицине, науке, сельском хозяйстве, производстве оборонной промышленности.
Применять трансфертные платежи способно не только само государство, но и частные обеспеченные лица, благотворительные организации. Последние могут заниматься софинансированием соцобъектов (больниц, школ, детских домов), выделять единоразовую материальную помощь в отношении целой организации, конкретного человека.

Государственные трансфертные платежи, в свою очередь, могут быть направлены:

  • на оплату социальных нужд населения – стипендии, пенсии (по старости, инвалидности), дотации многодетным семьям, прочее. Источником средств в данном случае являются поступившие в бюджет обязательные налоговые платежи;
  • на выплаты субсидий предпринимателям – средства распределяются на конкурсной основе субъектами Федераций;
  • на выплаты процентов по государственной задолженности – сюда относят перечисления из федерального бюджета в пользу Пенсионного фонда, такового соцстрахования, кредитных организаций, возмещения расходов, связанных с продажей государственных ценных бумаг.

Таким образом, трансфертные платежи являются способом равномерного распределения доходов от держателя (успешного предпринимателя, правительства государства) к категории населения, наиболее нуждающейся в них.

Трансфертные платежи и политика

Кроме выполнения своей прямой функции, трансфертные платежи играют важную роль в политическом имидже страны. То, как распределяются доходы между слоями населения, является основным показателем, учитываемым при оценке заботы государства о собственном народе. Подобные принципы распределения средств аналогичны тем, что описываются в книжке о Робин Гуде, который забирал деньги у богатых и отдавал их бедным людям.

Схожие принципы соблюдались и при построении коммунизма. И, несмотря на то, что большинство стран мира не поддержали такой экономический строй, доля рассматриваемых платежей все же смогла укорениться и стать основным показателем участия в жизни населения на мировой арене.

Неспроста трансферты относят к рычагам фискальной политики страны, в качестве которой следует понимать комплекс мер, предпринимаемый правительством страны в целях улучшения финансового положения страны, и реализуемый за счет управления доходами и расходами. Такого рода политика получила название бюджетно-налоговой.

Как уже упоминалось выше, прямой противоположностью трансфертам в экономической политике страны являются налоги. Последние, по сути, представляют собой часть доходов, которую население добровольно отдает государство. В то время как трансфертный платеж является добровольной выплатой государства нуждающемуся населению из доходов федерального бюджета.

И в первом, и во втором случаях, в качестве контролирующей стороны выступает государство. Оно-то и не может допустить, чтобы социально направленные выплаты подлежали налогообложению.

И все же, в качестве первоначальной цели трансфертов выдвигалась идея сгладить материальное неравенство, наличествующее между отдельными категориями граждан страны. Нельзя сказать, что такая цель при текущем положении дел достигнута в полном объеме. На сегодняшний день потребность в трансфертах является большей от реальных поступлений в бюджет, многократно превышая те суммы, что выделяются из него.

Трансфертные платежи

Данное определение объединяет под собой всевозможные субсидии и дотации от государства, направленные на поддержание определенных бизнес-направлений, например поддержка малого бизнеса, развитие инновационных технологий, частичное государственное финансирование сельскохозяйственных предприятий.

Так же к ним можно отнести и социальные выплаты населению от государства: пенсии, стипендии, финансовая поддержка малочисленных народов.

Сущность трансфертных платежей и история их появления

  • В 1944 году трансфертные платежи состояли из процентов, направленных на покрытие государственного долга и расходов на социальное страхование населения. Как и сейчас, данный вид выплат не относятся к оплате каких-либо работ и услуг, выполненных кем-то для получения прибыли, поэтому трансфертные платежи не принимаются в расчет при определении уровня ВВП.
  • В сороковые (послевоенные) годы применяемая формула была неактуальна, так как потребность в безвозмездных выплатах от государства стала расти и расширять сферу применения. Это привело к тому, что трансфертные платежи стали распространяться на незащищенные слои населения в виде выплаты им доходов из казны. Так же список расширился выплатами, поддерживающими значимые объекты промышленности.
  • Пиком социальной направленности внутренней политики страны, приходятся на 50-е года СССР. Тогда трансфертные платежи составляли более 30%. Однако тяжелое экономическое положение страны в 80-х годах приводит к резкому сокращению трансфертов. На сегодняшний день в России средняя доля трансфертных платежей составляет 15%.

Снижение темпов роста трансфертных платежей в США отмечается во время президентства Р.Рейгона в 90-х годах. Однако в отличии от причин СССР, заморозка развития социальной политики в США послужила неэффективность самой системы поддержания нуждающихся слоев населения.

Читайте также:  Как легально обналичить материнский капитал?

В современной истории трансфертные платежи стали называть «отрицательным налогом». Связано это с тем, что данные вид выплат является противоположностью налога, как общего понятия. Трансфертные платежи выплачиваются правительством населению, в отличие от налогов. И суммы данных перечислений растут с упадком производительности населения и уменьшаются с её ростом. Когда как сумма налога растет прямопропорционально доходам от высокой производительности труда.

Виды трансфертных платежей

Выделяют два основных вида трансфертных платежей:

  • государственные, это платежи, выплачиваемые правительством страны на оплату пенсий, пособий по безработице, поддержку бизнеса и т.д.;
  • частные, образуются в результате передачи денежных средств от гражданского лица другому лицу или даже предприятию.

Однако данный вид платежей не ограничивается страной, гуманитарная и медицинская помощь, так же является разновидностью государственных трансфертных платежей.

Ещё к этой категории относится поддержка государственно значимых секторов экономики.

Важным акцентом остается тот факт, что не только правительство государства способно на трансфертные платежи. Многие обеспеченные люди занимаются софинансированием социальных объектов (школы, детские дома, больницы). Помимо этого они могут вносить единоразовую материальную помощь, как целым организациям, так и материальную помощь какому-то конкретному человеку. В свою очередь государственные трансфертные платежи можно разделить на три основных направления:

  • Денежные средства для оплаты социальных нужд населения. Как уже говорилось – это пенсии по старости и инвалидности, стипендии, дотации многодетным семьям и т.д. В случае такого рода выплат правительство страны выделяет средства из тех, что поступили в бюджет в виде обязательных налоговых платежей, и выплачивает эти средства нуждающимся людям, как социальные выплаты.
  • Субсидии предпринимателям. Для осуществления этих выплат, правительство страны распределяет выделенные денежные средства между бюджетами субъектов федераций, которые и осуществляют выдачу дотаций предпринимателям, путем проведения конкурсов.
  • Выплаты процентом по государственному долгу. В эту категорию трансфертных платежей входит: перечисления из Федерального бюджета в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, банкам, на возмещение расходов по продаже государственных ценных бумаг.

Взаимосвязь политики и трансфертных платежей

Помимо прямой цели трансфертных платежей, они играют значимую роль в политическом имидже любой страны. Уровень распределения доходов между слоями населения – это основной показатель «заботы» правительства государства о своем народе.

Такие принципы известны каждому ещё из детских книг, когда Робин Гуд «забирал деньги у богатых и отдавал бедным». Так же подобные принципы преследовались при «построение» коммунизма. И хотя, большинство стран Мира раскритиковали данный государственный и экономический строй, доля трансфертных платежей по-прежнему остается показателем гордости на мировой арене.

Не зря трансферты – это один из трёх рычагов фискальной политики каждой страны. Фискальной политикой можно назвать комплекс мер, которые предпринимает правительство страны для улучшения финансового состояния страны в целом. И происходит это, в основном, за счет управления доходами и расходами самого правительства. Поэтому такого рода политику называют бюджетно-налоговой.

Однако у трансфертного платежа есть прямая противоположность в экономической политике страны – это налог. Когда как налог, по сути, является частью доходов населения, которую оно (население) добровольно отдает государству, то трансфертный платеж – это добровольная выплата государства нуждающихся категориям населения из доходов Федерального бюджета.

Стоит отметить, что и в первом и во втором случаях контрольной стороной остается государство, что и объясняет, что социально направленные выплаты не подлежат налогообложению.

И всё же первоначальной целью трансфертных платежей была идея уменьшения материального неравенства между разными категориями граждан одной станы. Нельзя сказать, что при текущем направлении развития политики страны, эта цель достигнута.

Что представляют собой трансфертные платежи государства?

Д(1 — текущий располагаемый личный доход населения (оплата труда, рента, проценты, дивиденды, трансфертные платежи и т п.) [c.142]

Трансфертные платежи — передаточные платежи, одна из форм перераспределения государственных бюджетных средств. [c.505]

Необходимо принимать во внимание, что различаются понятия заработанных доходов, т. е. полученных в результате трудовой деятельности работника, и полученных доходов [Макконнелл, Брю, т. 1, с. 143]. С одной стороны, не все заработанные доходы поступают в домашние хозяйства. Это относится, например, к взносам на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий. С другой стороны, часть доходов, поступающих в домохозяйства, не являются результатом труда. Прежде всего это — трансфертные платежи, которые включают выплаты по социальному обеспечению и от несчастных случаев, пособия по безработице и нетрудоспособности и некоторые другие виды социальной помощи государства. [c.487]

Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления. [c.217]

В ходе реформирования налоговой системы России, которое будет продолжаться еще не один год. предполагается упорядочить льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций путем отмены экономически и социально неэффективных льгот, а также сокращения налоговых льгот социального характера за счет увеличения адресных трансфертных платежей, используемых строго по целевому назначению, физическим и юридическим лицам, которые нуждаются в материальной поддержке. [c.392]

Во-вторых, налоги и субсидии относятся к так называемым трансфертным платежам. Они представляют собой перемещение прав на реальные ресурсы от одного члена общества к другому (или общественному сектору) без какого-либо изменения национального дохода. Трансфертные платежи представляют собой сделку, при которой не создается никакой новой ценности, хотя контроль над реальными ресурсами и переходит из одних. рук в другие. Иными словами, такие сделки не создают ни затрат, ни выгод. [c.165]

Трансфертные платежи предприятий и населения государству включают, например, таможенные пошлины, акцизные сборы, тарифы, налоги на землю, на прибыль (доходы) и т.д. [c.165]

Трансфертные платежи государства населению и предприятиям включают различные субсидии, дотации и пособия (табл. 3.2). Они представляют собой транс- [c.165]

Таблица 3.2 Структура трансфертных платежей

Кредитные операции внутри страны (займы и погашение задолженности) также являются трансфертными платежами (табл. 3.3). Для заемщиков получение займа означает увеличение наличных ресурсов, а уплата процентов и погашение основного долга является уменьшением ресурсов. Однако, получение средств в форме займа от государства или коммерческого банка, как и возврат этих средств с процентами (или без процентов) не ведет к изменению национального дохода. При этом происходит передача контроля над ресурсами от кредитора к заемщику (а затем обратно). Поэтому обычно экономический анализ выгод и затрат не включает рассмотрение финансовых операций. [c.166]

О включают трансфертные платежи , которые [c.170]

Корректировка для прямых трансфертных платежей [c.174]

Первый шаг корректировки финансовых цен для превращения их в экономические заключается в исключении всех трансфертных платежей. В проектах нефтяной и газовой промышленности самыми распространенными трансфертными платежами являются налоги, пошлины и кредитные операции, которые включают выдачу кредитов, получение, погашение сумм основного долга, уплату процентов и другие финансовые расходы. [c.174]

В ряде случаев механическое исключение трансфертных платежей не дает нужного результата, поскольку искажена сама основа определения финансовой цены. Например, официальная заработная плата в условиях РФ в настоящее время мало связана во многих отраслях с истинной ценой труда. Скрытая неполная занятость, использование основного рабочего места для [c.174]

Другим примером ситуации, когда исключение трансфертных платежей не ведет нас к искомому результату, может служить экономическая оценка земли и природных ресурсов. Плата за их использование или налог на землю являются трансфертными платежами, размер которых регулируется законодательством. Однако, простое исключение трансфертов, в данном случае, будет означать, что экономическая ценность этих действительно важных для общества ресурсов получится равной нулю. [c.175]

Расходы включают все невозвратные, платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются — текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию. [c.404]

Субсидии и другие текущие трансфертные платежи [c.414]

Имеются следующие условные данные, млрд руб. расходы на товары и услуги — 50 выплаты процентов — 90 приобретение основного капитала — 42 расходы на жилищно-коммунальное хозяйство — 14 субсидии и другие трансфертные платежи — 85 расходы на минеральные ресурсы (за исключением топлива) — 24. [c.510]

Если учитывать деятельность государства, то исходная кейнсианская модель изменится по двум направлениям. Во-первых, государство покупает товары и услуги на общую сумму g. Во-вторых, государство получает средства путем сбора налогов на сумму /, за вычетом суммы трансфертных платежей. [c.513]

П. б. состоит из следующих разделов счет торгового баланса, платежи и поступления по услугам трансфертные платежи счет движения капиталов счет резервных операций. Счет торгового баланса предназначен для регулирования расходов на приобретение импортных товаров в соответствии с доходами от экспорта. Платежи и поступления по услугам — это [c.161]

Товарищества полные (товарищества с неограниченной ответственностью) 206 Товарищество 206 Товарищество с дополнительной ответственностью 207 Товарищество смешанное, или коммандитное 207 Товарная биржа 207 Товарные запасы 207 Товарный знак 207 Торги 207 Торговля 207 Торговый дефицит 207 Торговый дом 207 Торговый знак 207 Транзитивность 207 Трансакция 207 Трансферт 208 Трансфертные платежи в натуральной форме 208 Трансфертные услуги 208 Трассант 208 Трассат 208 Трассировать 208 Трастовое соглашение 208 Траст-компания 208 Тратта 209 Трест 209 Трехстороннее соглашение 209 Тройская унция 209 Труд 209 [c.298]

Термин “трансфертные платежи” применяется для обозначения платежей, которые проходят в финансовых документах проекта, однако не влияют на национальный доход. Прямые трансфертные платежи (включая налоги с дохода, налоги с имущества и субсидии) перераспределяют национальный доход. С точки зрения осуществляющего проект хозяйствующего субъекта, налоги и субсидии сказываются на выгодах и издержках проекта, а с точки зрения общества — налог на данного субъекта есть доход государства, а субсидия в пользу этого [c.287]

Налог [tax] — в народнохозяйственном анализе налоги рассматриваются как передаточные, трансфертные платежи и не принимаются в расчет. [c.381]

Заметьте, что таможенные пбшлины в экономических расчетах не учитываются, так как они относятся к трансфертным платежам. [c.189]

Таможенная пошлина в размере 3 млн руб. составляет 5% от таможенной стоимости насосно-компрес-сорных труб, которая в данной ситуации соответствует цене этих труб на условиях СИФ-Калининград. Эта величина, уплачиваемая покупателем при “растаможи-вании” грузов является трансфертом. Она входит в финансовую цену (поскольку покупатель несет соответствующие затраты), но исключается при определении экономической ценности, поскольку страна не несет никаких затрат (пошлина переходит в госбюджет). Аналогично исключаются пошлины по трубам эксплуатационной колонны и прочему оборудованию. Результаты исключения известных нам трансфертных платежей представлены в табл. 3.9. в графе “Паритетная цена за вычетом трансфертов” [c.197]

В нашем случае значительное отличие показателей экономического и финансового эффекта объясняется в основном двумя причинами во-первых, 6-тикратной разницей между экономической ценностью и финансовой ценой природного газа во-вторых, более низкой экономической оценкой всех видов затрат по сравнению с их финансовой ценой. Последнее зависит как от удельного веса трансфертных платежей в структуре стоимости ресурса, так и от принятого в расчет значения стандартного коэффициента преобразования. Поскольку данная величина была принята нами весьма условно, начнем анализ чувствительности с нее. В табл. П2-12 показано (строка 1), что использования S F=1, не слишком значительно, но все-таки снижает показатели экономической эффективности по сравнению с первоначальной оценкой (см. предыдущую табл. П2-11)-Если же совокупная система таможенных пошлин и субсидий такова, что официальный курс обмена занижает оценку товаров внутри страны (т.е. премия на валют- [c.315]

Под расходами подразумеваются государственные платежи, не подлежащие возврату, т.е. которые не создают и не погашают финансовых требований. С экономической точки зрения расходы подразделяются на текущие и капитальные, а также возмездные и безвозмездные. Если расходы являются возмездными, то необходимо определить, для приобретения каких видов товаров и услуг они используются если безвозмездными — то в отношении кого они осуществляются резидентов или нерезидентов, органов государственного управления или негосударственных структур, предприятий и других единиц. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не вьщеляются в самостоятельную категорию. [c.407]

Читайте также:  Как узнать прошел ли платеж за триколор ТВ?

Домашние хозяйства распределяют реальный национальный доход по четырем направлениям. Во-первых, часть его они используют для уплаты налогов государству. Реальные чистые налоги (real net taxes), обозначаемые /, представляют собой сумму реальных налогов, выплачиваемых государству домашними хозяйствами, минус все трансфертные платежи государства домашним хозяйствам. Трансфертные платежи, такие, [c.496]

Реальные чистые налоги (real net taxes) — сумма реальных налоговых поступлений в государственный бюджет от домашних хозяйств, за вычетом всех трансфертных платежей [c.520]

Сбалансированный бюджет (balan ed budget) — достигается, когда государственные расходы на товары и услуги (g) равны налоговым поступлениям за вычетом трансфертных платежей (t) g = t. [c.520]

Реальные чистые налоги (real net taxes) — сумма реальных налоговых поступлений в государственный бюджет от домашних хозяйств, за вычетом всех трансфертных платежей (таких, как социальные пособия) государства домашним хозяйствам. [c.839]

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ – трансфертные платежи в форме бесплатного предоставления товаров или услуг (продукты питания, жилье, медицинская помощь). ТРАНСФЕРТНЫЕ УСЛУГИ – вид договора. Выпуск большого количества низкономинальных акций наряду с выгодами ставит перед эмитентами целый ряд проблем, связанных с осуществлением оперативного учета ценных бумаг и их владельцев, оповещением многочисленных акционеров о результатах деятельности компании., распределении дивидендов. Причем наибольшие трудности встают перед эмитентами не при размещении, а при перерегистрации владельцев ценных бумаг на вторичном рынке. Эмитенты сталкиваются на этом этапе с полным отсутствием и опыта, и специалистов, а также с большими потоками документации, подчас еще и недостоверной. Случаи сбоев при перерегистрации прямо влияют на качество обслуживания клиентов, что в свою очередь угрожает сказаться на курсовой стоимости ценных бумаг. [c.208]

При расчете налогов необходима определенная осторожность. Не все платежи, взимаемые государством, являются трансфертными платежами часть из них — это плата за пользование, установленная в обмен на продаваемые товары или оказываемые услуги. Например, плата за воду государственному учреждению означает, что фермеры покупают у ведомства, контролирующего систему ирригации, право пользования поливной водой. Отнесение того или иного государственного платежа (сбора) к налогам, либо к оплате за товар/услугу зависит от связи данного платежа или сбора непосредственно с приобретением товара/услуги и отражает ли он реальный поток ресурсов с использованием данной услуги. Например, плата за поливную воду часто не покрывает фактических издержек по оказанию услуги таким образом, хотя они и отражают реальный поток ресурсов, в отличие от чистых трансфертов более правильным методом измерения реальных экономических издержек является расчет долгосрочных издержек водоподачи и показ разницы как субсидии водопользователям. [c.288]

Субсидия [subsidy] — прямые или непрямые платежи из государственного бюджета в пользу производителей или потребителей отдельных товаров или услуг. К непрямым субсидиям относится, в частности, поддержание низких цен на продукцию предприятий, находящихся в государственной собственности (производство электроэнергии, отдельных видов сырья). В народнохозяйственном анализе субсидии рассматриваются как передаточные (трансфертные) платежи, не увеличивающие и не уменьшающие национальный доход (см. Transfer payments) и исключаются из расчетов. [c.392]

Трансфертные платежи [transfer payments] — все виды платежей, представляющие собой простое передвижение средств от одного собственника к другому, без получения в обмен товаров или услуг. К таким платежам относятся налоги, займы, выплаты в социальные фонды, субсидии. Трансфертные платежи являются лишь распределением выгод от инвестиций и не влияют на размер этих выгод. В народнохозяйственном анализе (в отличие от финансового) трансфертные платежи исключаются из расчетов ценности проекта. [c.394]

Смотреть страницы где упоминается термин Трансфертные платежи

Смотреть главы в:

Словарь справочник руководителя предприятия Книга 4 (2000) — [ c.186 ]

Трансфертные платежи

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ – одна из основных статей расходов бюджета государства. Трансфертные (т.е. перераспределительные) платежи представляют собой перевод части доходов государственного бюджета в частный сектор – населению и предприятиям. Условно можно выделить три категории трансфертных платежей: пособия и дотации на социальные нужды, субсидии предпринимателям и выплаты процентов по государственному долгу. К первой категории относятся: пособия по безработице, основанные на социальных программах; дотации многодетным семьям и малоимущим слоям населения; пенсии; разнообразные выплаты ветеранам и другие пособия по социальному обеспечению. При помощи такого рода трансфертных платежей государство перераспределяет налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения, уменьшая тем самым неравенство доходов в обществе. При помощи субсидий предпринимателям регулируются отраслевые и региональные пропорции общественного производства, стимулируются НИОКР и т.п. Третью категорию трансфертных платежей составляют выплаты государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные фонды, населению, банкам, купившим государственные ценные бумаги. Таким образом, трансфертные платежи представляют собой форму перераспределения доходов в обществе через государственный бюджет.

Межбюджетные отношения – представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федера­ции, органами государственной власти субъектов РФ и местного са­моуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности орга­нов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

Межбюджетные отношения базируются на следующих прин­ципах:

• распределение и закрепление расходов и доходов бюджетов по уровням бюджетной системы;

• равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль­ных образований;

• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспе­ченности субъектов РФ, муниципальных образований;

• равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с феде­ральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Отдельные виды расходов могут передаваться из федераль­ного бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соот­ветствующих норм в федеральный закон о федеральном бюдже­те. В аналогичном порядке отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ могут передаваться из бюджета субъекта РФ мест­ным бюджетам.

Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления от­дельных государственных полномочий, не относящихся к пред­метам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муници­пальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, ме­стному бюджету в качестве обеспечения отдельных государст­венных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислении.

В течение финансового года органы законодательной, пред­ставительной и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не могут принимать решений, приво­дящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения из­менений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов.

С целью реализации принципа равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом необходимо установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчисле­ний от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государст­венных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченно­сти, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъ­ектам РФ из федерального бюджета, определяются на основе еди­ной методики с учетом социально-экономических, географиче­ских, климатических и других особенностей субъектов РФ.

Соглашения между Российской Федерацией и субъектом РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотно­шений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, и другие положения, установленные бюджетным кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными.

Финансовая помощь из федерального бюджета

бюджетам субъ­ектов Российской Федерации имеет следующие формы:

• дотации или субвенции на выравнивание уровня мини­мальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

• субвенции на финансирование отдельных целевых расходов. Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федераль­ного бюджета, принимает на себя определенные обязательства.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минималь­ной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих ми­нимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государствен­ных социальных стандартов устанавливаются федеральным за­коном и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. Составле­ние и исполнение бюджетов основано на приоритетном финан­сировании расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном ис­полнении долговых обязательств.

Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.

Субвенции бюджетам субъектов РФ предоставляются на фи­нансирование расходов, имеющих целевой характер, в том числе:

• расходов по федеральным целевым программам, капи­тальных расходов;

• расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;

• других целевых расходов.

Субъекты РФ привлекают целевые бюджетные ссуды на фи­нансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным харак­тером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных усло­виях. Цели предоставления таких ссуд, условия оплаты и возвра­та целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются феде­ральным законом о федеральном бюджете на очередной финан­совый год. Если предоставленные бюджетные ссуды не погаше­ны до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финан­совой помощи из федерального бюджета в очередном финансо­вом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ.

Уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации имеет право на проведение ревизии бюджета субъек­та РФ, получающего финансовую помощь из федерального бюджета. При получении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизия бюджета субъекта РФ проводится в обязатель­ном порядке.

Ревизия бюджета субъекта РФ проводится контрольным ор­ганом Минфина и Счетной палатой РФ.

Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ

местному бюд­жету может быть оказана в следующих формах:

• на выравнивание уровня минимальной бюджетной обес­печенности муниципальных образований с целью финан­сирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

• субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;

• другие формы, предусмотренные бюджетным законода­тельством субъекта РФ.

Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассо­вых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.

Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития опреде­ляются законом субъекта РФ. Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ определяются законом субъекта РФ. Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с бюджетным кодексом и законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ вправе провести ревизию местного бюджета, получающего фи­нансовую помощь из бюджета субъекта РФ. ‘Ревизию бюджета муниципального образования может проводить орган финансо­вого контроля исполнительной власти или контрольный орган субъекта РФ. Заключение контрольного органа заслушивается при рассмотрении законодательным или представительным ор­ганом субъекта РФ проекта бюджета субъекта РФ. Если местно­му бюджету предоставляется финансовая помощь в объеме, пре­вышающем 30% расходов местного бюджета, финансовый орган субъекта РФ может поставить в качестве условия предоставле­ния финансовой помощи исполнение местного бюджета орга­ном, исполняющим бюджет субъекта РФ.

Читайте также:  Эквайринг в Сбербанке

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджетов субъектов РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на фи­нансирование целевых расходов, предусмотренных федеральны­ми целевыми программами либо федеральными законами. Орга­ны государственной власти субъектов РФ осуществляют кон­троль за расходованием средств, поступивших в местные бюдже­ты из бюджетов субъектов РФ.

Формирование бюджета закрытого административно-территори­ального образования

(ЗАТО) имеет свои особенности:

1) в доходы бюджета ЗАТО в полном объеме направляются все виды федеральных, региональных и местных налогов и дру­гие поступления, аккумулируемые на его территории;

2) при недостаточности собственных и регулируемых дохо­дов бюджету ЗАТО выделяются из федерального бюджета дота­ции на финансирование расходов, связанных с функционирова­нием органов местного самоуправления. Размер дотаций утвер­ждается федеральным законом о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год;

3) превышение доходов над расходами бюджета ЗАТО не под­лежит изъятию в бюджеты других уровней бюджетной системы.

Исполнение бюджета ЗАТО производится Федеральным ка­значейством РФ. Дополнительные льготы по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогопла­тельщиков в налоговых органах ЗАТО, предоставляются органа­ми местного самоуправления соответствующих образований по согласованию с Минфином РФ.

Что такое трансфертные платежи

Трансфертные платежи — это безвозмездная передача средств, осуществляемая с целью поддержки деятельности того или иного лица или организации. Понятие довольно-таки обширное и включает в себя как помощь нуждающимся, так и финансовую поддержку государством крупной корпорации.

Так, трансфертным платежом можно назвать выделяемые государством финансовые средства, предназначенные для поддержки малого бизнеса или сельского хозяйства. Выделили из бюджета деньги на развитие науки — тоже трансфертный платеж. Стипендии, пенсии, безвозмездная поддержка малочисленных народов, помощь погорельцам или пострадавшим из-за стихийных бедствий — все это трансфертные платежи. Помимо всего прочего, этот вид платежей выступает в роли равномерного распределения средств между их держателями и нуждающимися.

Исторические примеры

По сути трансфертные платежи возникли еще до появления денег. Во времена зарождения рыночных отношений обмен производился непосредственно товарами. Например, нередко случалось так, что община помогала своим членам, безвозмездно предоставляя еду или предметы первой необходимости. Такую помощь тоже можно отнести к трансфертной.

В 1944 в СССР основным направлением трансфертных платежей было погашение государственного долга, а также покрытие расходов, связанных с социальным страхованием населения. По аналогии с нынешним временем трансфертные платежи были безвозмездны, не подразумевали под собой плату за какую-либо услугу и не учитывались при расчете уровня ВВП.

Большая потребность в трансфертных платежах в послевоенные годы привела к тому, что пришлось сильно расширить сферу их применения. В результате этого данный вид стал распространятся между нуждающимися слоями населения в виде различных выплат из казны государства. Ко всему прочему трансфертные платежи стали применять для поддержания жизнедеятельности и развития промышленности.

Самый большой пик активности социальной помощи населению в СССР приходится на 50-е годы. Именно в это время трансфертные платежи составляли 30% от всех расходов государства. Однако уже в 80 годы положение дел кардинально изменилось. Ввиду тяжелого экономического положения государство уже было не в состоянии заботиться о населении, как следствие, сократились и трансфертные выплаты. В настоящее время в России доля трансфертных платежей составляет около 15%.

Трансфертные платежи и социальная направленность государства

Благодаря основополагающей характеристике трансфертных платежей, а конкретней тому, что они являются безвозмездными, можно проследить, как государство заботится о своих подданных и его социальную направленность.

В США этот показатель равен 12%, а в Швеции — варьируется от 30 до 32%. Однако не все так однозначно. Например, страна может ставить акцент на поддержку различных предприятий, а не на выплату пособий. Необходимо смотреть именно на то, какая доля трансфертных платежей идет на социальные нужды, пенсии и т.д.

В США пик снижения пришелся на время президентства Рональда Рейгана в 90-е годы. Происходило это отнюдь не в связи с тяжелым финансовым положением страны, как в СССР. Дело в том, что по мнению западных политиков, существующая форма трансфертных платежей стала неэффективна, а ее дальнейшее поддержание негативно сказывалась на росте экономики в целом.

Сейчас трансфертные платежи называют «отрицательным налогом», поскольку эти два понятия противоположны друг другу. То есть люди платят государству налог, а государство им выплачивает пенсии, пособия и т. д. Ко всему прочему рост налогов обычно связан с ростом производительности населения и улучшением их уровня жизни. Тогда как с трансфертными платежами все обстоит с точностью да наоборот.

Все трансфертные платежи можно поделить на две большие группы:

  1. Частные — безвозмездная передача средств от одного гражданского лица предприятию или другому гражданскому лицу (меценатство, частная инициатива по финансированию научных исследований и т.п.).
  2. Государственные трансферты — безвозмездная передача средств населению (пенсии, пособия, поддержка бизнеса). Стоит отметить, что государственные трансфертные платежи не ограничиваются рамками одной страны. Например, одно государство помогает союзному после наводнения или другого стихийного бедствия, проще говоря, оказывает гуманитарную помощь — это также будет считаться трансфертным платежом.

Финансовые ресурсы внутри государства постоянно перемещаются от одного уровня власти к другому. Основным инструментом для регулирования таких финансовых перемещений являются бюджетные трансферты. Если говорить простыми словами, то бюджетные трансферты — это средства, которые государственный бюджет переводит на местные бюджеты в форме различных дотаций, субвенций или субсидий.

В зависимости от того, для каких целей совершаются бюджетные трансферты, их можно поделить на две группы:

  1. Капитальные — осуществляются с целью использования их для конкретных целей и оказывают непосредственное влияние на саму структуру бюджетных расходов. Основные цели капитальных трансфертов связаны с поддержанием органами местного самоуправления стабильного уровня исполнения делегированных им государством полномочий. Капитальные трансферты также называют субвенциями.
  2. Текущие трансферты — это средства, которые направлены в бюджеты низшего уровня для их сбалансированности. Совершаются такие платежи в подавляющем большинстве случаев ввиду недостачи источников дохода в дотируемых бюджетах.

Для того чтобы бюджетные трансферты рационально использовались на местном уровне, органы исполнительной власти строго следят за тем, как расходуются выделенные государством средства. В том случае, если при рационализации возникают какие-либо нарушения, то выделенные средства изымаются, а трансфертные выплаты приостанавливаются.

В целом, межбюджетные трансферты призваны для решения следующих задач:

  • финансирование социально-экономических программ;
  • сбалансированность бюджетов и выравнивание образующихся в них диспропорций;
  • развитие местного хозяйства в соответствии с общенациональными приоритетами.

Межбюджетные трансферты в свою очередь делятся на:

  1. Субвенции — средства, которые предоставляются бюджету или юридическому лицу из бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной основе. Субвенции используются только строго по назначению и обязаны быть реализованы в указанные сроки.
  2. Дотации — стандартный вид межбюджетных трансфертов, которые предоставляются на безвозмездной основе и не имеют строгого целевого назначения. То есть могут быть потрачены на усмотрение местного бюджета.
  3. Субсидия — безвозмездная передача средств от одного бюджета другому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Проще говоря, тот, кто получил субсидию, обязан не пускать все средства на одну цель, а распределить их на все целевые нужды.

Зарубежный опыт

По аналогии с нашей страной за рубежом трансферты выступают в роли финансовых ресурсов, передающихся от центрального правительства в местные бюджеты и обратно. За счет этого многие страны мира с помощью трансфертов формируют большую часть доходов, получаемых органами местного самоуправления. Ко всему прочему, трансфертные платежи выступают в роли некоего инструмента проведения финансовой государственной региональной политики. С помощью них осуществляется:

  • компенсация потерь финансов посредством увеличения стоимости услуг, которыми пользуются жители более успешной с финансовой точки зрения области;
  • финансирование делегированных государством или органами местного самоуправления полномочий;
  • финансовое выравнивание;
  • обеспечение установленных властью минимальных условий уровня проживания населения страны.

Трансферты за рубежом делятся на четыре основных группы:

  1. Гранты.
  2. Распределенные налоги.
  3. Субвенции.
  4. Прочие трансферты.

Гранты в свою очередь можно разделить на две группы:

  1. Генеральные — использование полученных от государства средств не имеет конкретной цели.
  2. Специфичные — полученные средства имеют строго целевое назначение.

Сейчас правительства многих стран мира склоняются к упрощению системы трансфертных платежей. Лидерами в этом направлении стали страны Европы, где для этого была создана специальная хартия о местном самоуправлении.

Минимизация налоговой базы

Когда организации заключают между собой сделки, то основополагающим фактором уровня цен, фигурирующих в них, является рынок. То есть цена сделки равна рыночной цене. Налоговая база у такого соглашения формируется относительно все того же рынка. Для минимизации налоговой базы взаимозависимые компании получили возможность устанавливать цену сделки самостоятельно. Такая цена и называется трансфертной.

Трансфертное ценообразование — это сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по самостоятельно установленным ценам. Помимо уменьшения налоговой базы, трансфертное ценообразование применяется для перераспределения доходов или убытков между аффилированными компаниями. Однако следует понимать, что налоговые органы негативно относятся к трансфертному ценообразованию. В том случае, если им удается доказать, что контрагенты при заключении контракта не руководствовались условиями рынка, то минимизации налоговой базы избежать не удастся.

Тестируются трансфертные сделки с помощью анализа контролируемых сделок. На основе анализа определяется соотношение цены сделки к рыночной цене. Сравнив две эти цифры, Федеральная налоговая служба берется за проверку полноты исчисления и выплаты следующих налогов:

  1. НДФЛ (при необходимости).
  2. НДПИ (при необходимости).
  3. Налог на прибыль.
  4. НДС.

Если на основе проведенного анализа были обнаружены несоответствия, то налоги корректируются.

Стоит отметить, что помимо минимизации налоговой базы, трансфертное ценообразование применяется организациями для перераспределения прибыли и грамотного распределения рынков сбыта и сфер влияния между своими дочерними предприятиями. Ко всему прочему, с помощью него можно выводить прибыль, которую дочерние компании получают в странах, где задействованы ограничения на вывоз капитала. Это приводит к более быстрому освоению новых рынков и заметно увеличивает прибыль организации.

Методы трансфертного преобразования цен:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 350-84-13 доб 680
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

  1. Метод цены последующей реализации. Применяется с целью определения, находится ли цена сделки двух взаимозависимых лиц в соответствии с рынком.
  2. Метод сопоставимой рентабельности. Используется в том случае, если нельзя определить интервал рентабельности затратным методом и методом последующей реализации. При этом тестируется тот контрагент, который выполнил в ходе сделки меньше всего функций.
  3. Метод сопоставимых рыночных цен. Для использования этого метода достаточно одной сделки, которая удовлетворяет критериям сопоставимости. Однако есть одно условие — контрагент не должен занимать доминирующее положение на рынке.
  4. Затратный метод. Применяется в случае сделок с использованием капиталоемкой продукции. В ходе реализации данного метода валовая рентабельность затрат исследуемой сделки противопоставляется валовой рентабельности аналогичных сделок.
  5. Метод распределения прибыли. В том случае, если вышеперечисленные методы по каким-то причинам нельзя применить или оба контрагента совместно обладают каким-либо объектом интеллектуальной стоимости, используется метод распределения прибыли.

В России, согласно законодательству, приоритет отдается методу сопоставления рыночных цен. Однако в том случае, если по каким-либо причинам использовать данный способ не представляется возможным, то его можно заменить другим. На практике же ввиду того, что информация о ценах в общем доступе отсутствует, метод сопоставления рыночных цен применяют очень редко. Вместо него используется метод сравнения рентабельности, так как он подразумевает использование общедоступной аналитической информации.

Автор: Сергей Ильин

Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО

Ссылка на основную публикацию